Приоритет нравственно-философского измерения свободы в трудах М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина | Печать |
Автор Артемов В.М.   
05.01.2016 г.

Вопросы философии 2015, № 12.

Приоритет нравственно-философского измерения свободы в трудах М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина

В. М. Артемов

В статье изучается осмысление нравственно-философского и политико-правового измерений свободы видными представителями русского классического анархизма М.А Бакуниным, П.А. Кропоткиным. Это даёт возможность глубже разобраться в сути известных событий последнего времени, высветить ограниченность узко либерального взгляда на свободу, продолжить поиск путей сближения свободы, нравственности и права.  Доказывается, что российские классики-анархисты не только не «мешают» праву, но даже «помогают» ему. Настаивая на приоритете нравственного фактора применительно к позитивной перспективе развития личностного и социального бытия, они практически способствуют усилению подлинно гуманистического права.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, нравственно-философское и политико-правовое измерения свободы, русский классический анархизм, ограниченность узкого либерализма, нравственность, право, социальная справедливость, подлинный гуманизм.

АРТЕМОВ Вячеслав Михайлович – доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Цитирование: Артемов В.М. Приоритет нравственно-философского измерения свободы в трудах М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. // Вопросы философии. 2015. № 12.

 

 

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 12. P.

Priority of Moral, philosophical Dimensions of Freedom in Works of M.A. Bakunin and P.A. Kropotkin

Vyacheslav M. Artemov

In the article is studied the conceptions of moral, philosophical, political and legal dimensions of freedom by M.A. Bakunin and P.A. Kropotkin, the great representatives of Russian classical anarchism. It gives us an opportunity to learn the subject of the latest well-known events more deeply, to highlight the limitedness of the narrow liberal opinion about the freedom, to continue looking for any ways of connecting freedom, moral and law. It is being proved that the Russian classical anarchists do not prevent from the latter but help it, as to say. While insisting on the priority of the moral factor in the positive perspective of developing the personal and social being, they practically make the true humanistic law increase.

KEY WORDS: freedom, moral-philosophical and political-legal dimensions of freedom, Russian classical anarchism, narrow constraints of liberalism, morality, law, social justice, really humanism.

ARTEMOV Viacheslav M. DSc in Philoaophy, professor of Kutafin State Law University.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Citation: Viacheslav M. Artemov. Priority of moral, philosophical dimensions of freedom in works of M.A. Bakunin and P.A. Kropotkin. // Voprosy filosofii. 2015. Vol.12.

К написанию данной статьи подтолкнули не только юбилейные даты, но и невозможность молчать в условиях новой волны кризиса, не столько собственно экономического, сколько политического, правового (особенно на международном уровне) и духовно-нравственного. Западная цивилизация, да и мир в целом опять находятся, что называется, на перепутье. На прочность проверяется ключевая для современного человека и общества идея свободы, включая различные варианты её осуществления. Разговоры об этом зачастую сопровождаются типичными заблуждениями, крайностями и односторонним «юридизмом», когда имеет место явное преувеличение реальных возможностей права в деле решения разного рода проблем, связанных с обеспечением формальных свобод и т.п.

Ситуация усугубляется событиями последнего года. Так, после политического переворота националистического типа в Киеве возникла серьёзная политико-правовая коллизия. Свобода стала рассматриваться только в узкой логике якобы «защиты» суверенитета и территориальной целостности государства. Нравственно-философский, собственно гуманитарный аспекты напрочь исчезли из поля зрения горе-правозащитников. Самозащита и иные инициативы людей, проживающих на соответствующих территориях и не желающих смириться с попытками перечеркнуть их собственные представления о свободе и других приоритетных ценностях зачастую просто игнорируются. Образовался целый клубок на первый взгляд неразрешимых с точки зрения привычного политико-правового регулирования проблем. Актуализируется потребность в усилении их нравственно-философского анализа, в том числе в аспекте возможных перспектив своего рода пост-государственной парадигмы жизнеустройства, субъектами которого призваны выступить сами люди, сформировавшиеся стихийно коллективы, желающие защитить себя и строить новые жизнеспособные отношения и структуры.

Для удовлетворения этой потребности нужна достаточная ясность в области истории развития и содержания самой идеи свободы, в том числе применительно к отечественной философско-этической мысли, как испытавшей влияние со стороны Запада, так и оказавшей воздействие на него. Требуется и большая определённость относительно ценностных приоритетов, среди которых должна фигурировать взаимосвязь свободы, нравственности и права.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что в теле и радио эфире, на страницах разного рода изданий стало часто мелькать слово «анархия». Причём чаще всего в сугубо негативном ключе, как это бывало и раньше в отечественной и мировой истории. В настоящее время дело усугубляется известными событиями в упомянутом выше соседнем государстве. Некоторые полагают, что там царит безвластие (строго говоря, именно так переводится указанное слово), не замечая очевидную картину своего рода избытка власти. Можно уверенно утверждать, что с такой ситуацией, да и вообще с нынешними узко либеральными поверхностными представлениями о свободе категорически не согласились бы такие известные представители русского классического анархизма, как М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Тем же, кто поверил в революционность киевских событий, могли бы многое прояснить слова последнего: «Революция должна считаться заранее неудавшейся, если она не будет отвечать интересам большинства и не найдёт средств их удовлетворить… Итак…, если свержение существующего ограничится заменой одних правящих лиц и одних формул другими – тогда можно смело предсказать, что все совершившееся пропадёт даром и у народа будет одним разочарованием больше» [Кропоткин 1999, 121-122].

Исходя из чистоты теоретического словоупотребления и, главное, ради установления истины и правды следует внести ясность. Разумеется, это нужно не для реабилитации анархизма как исторически сложившегося явления, весьма далёкого от реализации своего утопического идеала. Речь идёт о всестороннем и прицельном осмыслении подлинного содержания взглядов его классических представителей в России. В целом при всей утопичности и даже противоречивости поисков путей к свободе у них, в конечном счёте, вырисовываются и перспективные социальные проекты.

Прояснение действительного положения дел в этой области философско-этического знания представляется значимым и для права, особенно международного. Последнее как никогда ранее нуждается в детальном уточнении многих исторических, теоретико-методологических и ценностных моментов, осмысление которых призвано помочь сближению позиций самых разных субъектов или, условно говоря, игроков на политико-правовом поле глобального масштаба. Это полезно и для разных отраслей внутреннего права, представители которых не могут не быть заинтересованы в глубоком историко-философском, теоретическом и этическом осмыслении проблемы свободы.

Своего рода интрига заключается в том, что русские классики-анархисты не столько «мешают» в сближении свободы, нравственности и права, сколько, напротив, нередко даже «помогают». В современных исследованиях прямо обращают внимание на «любопытную перекличку этики Кропоткина с обоснованием правового государства в русской юридической мысли…» [Гордон 2012, 128]. Можно предположить также, что интересующие нас классики более гибко отнеслись бы к советскому проекту, чем те, кто продолжает инерцию печально известных 90-х, когда вал либеральной критики был направлен только в сторону «государственнического» марксизма. Времена изменились, критики заслуживает сам либерализм, особенно в его крайне упрощённом варианте, однако некоторые современные сторонники анархизма зачастую находятся на прежних позициях. Подлинная свобода в таких оценках уходит в тень, становится лишь фразой, которая либо никуда не зовёт, либо уводит в сторону от действительно перспективного социального созидания.

В такой ситуации более конструктивным представляется нам исследовательский подход, предполагающий некоторую нейтральную отстранённость от изучаемого явления. Так, 24 декабря 2014 г. в МГЮА состоялась региональная теоретическая конференция «Свобода, нравственность, право: пути сближения». Интересно, что в ходе обсуждения авторской концепции свободы применительно к личностному бытию, довольно далёкому от политико-правовой проблематики, А.В. Разин обратил внимание на её возможную связь с осмыслением анархистского наследия. Моё уточнение этого тезиса было в целом принято, однако хочется в большей степени прояснить реальную ситуацию. Думается, здесь сказывается то обстоятельство, о котором в своё время размышлял В.В. Налимов, пытаясь классифицировать современные разновидности анархизма [Налимов 1992] Одна из них (самая широкая по объёму входящих в неё субъектов) – это все, кто надеется на самих себя, самоуправление, опирается на собственные чувства и разум. Им не требуются указания извне, тем более жёсткое руководство со стороны некоей внешней силы. Вспоминается в этой связи реплика А.А. Зиновьева в ответ на мой вопрос о его отношении к русскому классическому анархизму (после того, как он выступил на заседании Ученого совета МГЮА более 10 лет назад): «Я сам анархист…».

Попробую представить общие контуры моего видения эволюции идеи свободы во взглядах М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Для более полного ознакомления с результатами исследований автора по этой проблеме можно посмотреть, в частности, статью о нравственности и свободе в концепции П.А. Кропоткина, изданную в сборнике, посвященном его памяти в серии «Философия России первой половины ХХ века» [Артемов 2012, 156-174].

Интерес к философии свободы М.А. Бакунина, основателя русского классического анархизма, обусловлен, прежде всего, смелой и своеобразной попыткой разрешения им основного внутреннего противоречия свободы как таковой: между страстной творческой спонтанностью человека, с одной стороны; и упорядочивающими силами разума и нравственности, - с другой. Хотя он и называл себя «фанатичным приверженцем свободы, видящим в ней единственную среду, где может развиться ум, достоинство и счастье людей» [Бакунин 1920 4, 250], в действительности мы находим у него достаточно выверенную позицию, опирающуюся как на классические подходы и идеи (просветители, И.Г. Фихте и др.), так и на результаты собственных наблюдений за людьми и их отношениями в обществе.

В целом к государству М.А. Бакунин относился не столько как некий идейный противник, сколько как исследователь, понимавший, в том числе, и его историческую роль. Примечательно, что в работе «Кнуто-Германская империя и социальная революция» он признавал, что «известная дисциплина, не автоматическая, а добровольная и разумная, в полном согласии со свободой индивидов, остаётся и всегда будет необходимой во всех случаях, когда множество свободно объединившихся индивидов займётся какой-либо работой…» [Бакунин 1989, 194].

Известный радикализм не помешал русскому революционеру и мыслителю прийти к пониманию того, что важным показателем состоятельности личностного и социального бытия выступает своеобразная гармония свободы и нравственности. Его философия свободы формировалась и зрела в русле практически-нравственной ориентации русской философии и культуры, всегда стремившихся к высоким личностным и социальным результатам. Имея в виду известную мысль И. Канта о просвещении как выходе человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине, М.А. Бакуниным в России по сути осуществлялся своего рода ценностный прорыв в «совершеннолетие», исключающий какие-либо откаты в состояние варварства.

К числу первых проявлений его собственной личностной свободы можно отнести, к примеру, попытку достижения лидерства во внутрисемейных проблемах, которые надо было решить с позиций приоритета любви и справедливости (сёстры, отец и др.); необычайно сильную увлечённость глубокими философскими идеями тех философов, которые стремились к переделке человеческого и социального мира (И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель и др.); безудержное стремление к независимому образу жизни и деятельности на основе собственных знаний и возможностей (попытки давать уроки математики в условиях, когда это считалось унизительным для дворян и т.п.). В целом можно говорить о многоаспектном самоутверждении в социокультурном пространстве с целью существенного его преобразования и приближения к высокому идеалу.

Через увлечение немецким идеализмом и политическим радикализмом (непосредственное участие в революционных событиях в Европе), М.А. Бакунин, в конечном счёте, ищет более глубокие основания переделки действительности, в большом человеческом потенциале, который нуждается в своеобразном окультуривании.

Его теоретическая концепция испытала западное влияние. В частности, вырисовывается своего рода синтез антропологического (Л. Фейербах) и социально-критического (К. Маркс) подходов, который осуществляется в парадигме предпочтений реальной, а не формальной свободы в обществе, прежде всего, применительно к России. Известный позитивистский крен не был сколько-нибудь глубоким и долговременным. Широта духовно-нравственных предпочтений русского философа в принципе чужда какой-либо теоретической и методологической узости.

Для М.А. Бакунина, как философа-практика, чужд и крайний индивидуализм М. Штирнера, согласно которому «своеобразный человек – свободный по природе…» [Штирнер 1994, 153]. Такой подход расходится с ключевой идеей М.А. Бакунина о том, что освобождение может и должно состояться в результате личностных и коллективных усилий нравственно полноценных и социально активных субъектов общественно-политической жизни.

Свобода не может быть выведена из своеобразия и эгоизма индивида. Она изначально социальна, что проявляется даже на уровне страсти как некоего чувства, предполагающего отношение к кому-либо из окружающих людей. Обособленный индивид и, тем более, его собственность по определению не могут вызвать устремлённость к подлинно человеческой жизни в русле максимального самоутверждения по направлению к идеалу. Свобода завоёвывается и отстаивается, а не даётся в готовом виде как некая вещь.

Абсолютно исключаются макиавеллистские приёмы и безнравственные подходы. Но их применял воспользовавшийся доверием М.А. Бакунина авантюрист С. Нечаев, видевший свободу в сугубо политическом измерении. Показательно, что, ещё в молодые годы, увлёкшись альтруистической этикой, ориентирующей на добровольное подчинение нравственной необходимости, М.А. Бакунин пытался дополнить её оригинальной теорией гармонии, или Любви [Бакунин 1934, 301]. Согласно этой позиции, нравственность заключает в себе жизнеутверждающее начало Любви и по определению ориентируется на некую гармонию, которая имеет земное, а не небесное происхождение. Соответственно, человек всегда действует согласно собственному свободному выбору, в котором внутренним образом присутствует хотя бы общее представление о должном. В этом же ключе, думается, можно рассматривать и общие представления о всемирном праве.

 Важным индикатором философии свободы М.А. Бакунина является нравственно-философская экспертиза того, что происходило с ним самим (как в мыслях, так и в действиях). В данном отношении весьма серьёзный интерес вызывает его несправедливо осуждаемая «Исповедь», где вырисовывается метафизическая потребность в преодолении всяческих границ в отношениях между людьми, даже принципиальными соперниками и врагами.

Налицо не признак слабости и малодушия, а показатель зрелости свободы арестанта Петропавловской крепости. Признавая себя преступником перед тогдашним российским императором Николаем I, он демонстрирует свою свободу и принципиальную духовно-нравственную невиновность перед социумом в целом. Смелый автор «Исповеди» и последующего письма Александру II не столько раскаивается, сколько пытается, в конечном счёте, отстоять свою свободу в противостоянии с исторически сложившейся машиной насилия.

Понимая, что государственное насилие является средством против «удовлетворения народной страсти и народных требований», направленных против имущих классов и управляющих, М.А. Бакунин не исключает минимизацию указанного насилия благодаря нравственным качествам самих представителей власти самых разных уровней, включая наивысший. Данное обстоятельство рассматривается как дополнительный фактор реализации потенциала свободы в человеке и обществе. Не исключалась им и возможность проявления милосердия со стороны царя и его окружения.

Осознание невозможности быстрых социальных преобразований общества в связи с неготовностью самих масс (патриархальность, поглощение лица миром, вера в царя и т.п.) и даже инициаторов революционности (авантюризм Нечаева и т.п.) привело М.А. Бакунина к идее последовательной образовательной и воспитательной работы с массами. Это свидетельствует о том, что свобода мыслится им в связи с достаточно высоким духовно-нравственным уровнем её носителей. «Но этот мир, - подчёркивает он, - надо действительно организовать и морализовать…», хотя «настоящей нравственности очень немного…» [Бакунин 1989, 545].

Но основанием свободы остаётся творческий потенциал человека как высшего природного и социального существа, в конечном счёте, способного воспитать самого себя, быть на должном уровне разумного руководства собственной и социальной жизнью [Бакунин 1989, 364]. Только на этой основе можно рассчитывать на указанную морализацию мира, как пишет он в 1870 г. С.Г.Нечаеву, через «укрепление в его уме и сердце единой, всепоглощающей страсти всенародного общечеловеческого освобождения» [Бакунин 1989, 546]. Очевидно, что здесь нет даже намёка на исключительность какой-либо одной из социальных групп или одного народа. Свобода, таким образом, выступает в качестве общечеловеческой ценности. При этом только знающая и воспитанная молодёжь может стать гарантом прочного социального порядка. Для этого необходимо хорошее образование.

Русский мыслитель и революционер в качестве основного средства освобождения общества видит «коренную реформу экономических условий» [Бакунин 1989, 29]. Должны будут утвердиться равенство и справедливость, которые несут, прежде всего, нравственную нагрузку. Социальный идеал предполагает самоуправление, автономию и свободную федерацию индивидов, общин, провинций и наций. В данном контексте подчёркивается неразрывное единство социализма и свободы.

 Важным фактором освобождения мыслится философия, которая не просто тяготеет к идее справедливого устройства общества (сущность христианства, коммунизм), но и обосновывает её теоретически [Бакунин 2000, 134-135]. Будучи духовной реальностью (соответствующие поиски, мысли, теоретические конструкции и проекты), она воплощает в себе свободу. Рассматривая всю совокупность глубоких размышлений М.А. Бакунина о мире, человеке и обществе, можно утверждать, что именно философская составляющая определяет основное содержание его собственно радикальных идей о личностном и социальном освобождении.  

Чувство и понимание справедливости, осознание значимости преодоления препятствий на пути к ней, действия, направленные на её достаточно полную реализацию – всё это сродни свободе. Социальный философ, человек действия последовательно развивает теорию и практику освобождения. Они, в свою очередь, осмысливаются и переосмысливаются в ходе постоянных изменений в социокультурной и политико-правовой реальности.

Значение личностного вклада в общественный прогресс не исчерпывается лишь соответствующими идеями и их взаимосвязью. Оно предполагает и чувственно-эмоциональную устремлённость, последовательную серию решений и поступков интересующего нас человека в конкретных исторических обстоятельствах. В связи с этим интересным представляется следующее рассуждение философа и правоведа В.М. Хвостова: «Так как человек составляет часть мироздания, микрокосм, в котором отражается и весь окружающий его макрокосм, то, культивируя в себе самом и содействуя добру в самом себе, человек тем самым принимает деятельное участие во всём мировом процессе, в той борьбе противоположностей, которая разыгрывается в мироздании» [Хвостов 2007, 137].

К числу именно таких личностей применительно не только к России, но и к миру в целом в полной мере можно отнести П.А. Кропоткина. Рассмотрение его оригинальной этико-философской концепции следует органично связать с обращением к основным моментам его необычайно цельного и ориентированного на идеал жизненного пути. Его анализ свидетельствует об устойчивом свободолюбии и высоких моральных качествах П.А. Кропоткина.  [Артемов 2004].

Так, окончив физико-математический факультет Петербургского университета, П.А. Кропоткин отправляется за границу, где молодой учёный становится революционно настроенным борцом за свободу и справедливость. Вернувшись на родину, он вступает в народнический кружок чайковцев. Привлекало его, в частности, то, что там не было «никакой субординации»; а первым шагом новичка был акт своеобразной нравственной реабилитации М.А. Бакунина, который «… никого никогда на подлости не благословлял, Нечаева обману и убийству товарищей не учил…» [Шеметов 1986, 12, 15].

В 1917 г., П.А. Кропоткин в качестве ближайшей цели видит не столько взятие власти, сколько глубокую революцию, которая «расшевелила бы всю умственную и нравственную жизнь общества, вселила бы в среду мелких и жалких страстей животворное дуновение высоких идеалов, честных порывов и великих самопожертвований» [Кропоткин 1991, 387].

Поддерживая Октябрьскую революцию в целом, он предостерегал большевиков от чрезмерной жестокости. Несмотря на подорванное здоровье, он участвовал (в качестве председателя) в работе Лиги федералистов, активно пропагандировал идеи народного просвещения, напряжённо трудился над «Этикой». Этот труд он рассматривал и как поиск ответа на давно волновавшую проблему происхождения нравственности, и как ожидаемый обществом своего рода «спасательный круг» в условиях социального ожесточения и снижения ценности человеческой жизни.

Сами по себе факты жизни и деятельности П.А. Кропоткина наглядно свидетельствуют о том, что стержнем его личностного бытия стало единство свободы и нравственности. Разумеется, данное обстоятельство не могло не сказаться на содержании этико-философских трудов мыслителя, а их ключевые идеи оказывали обратное воздействие не только на его собственную жизнь, но и способствовали изменениям в духовной сфере тогдашнего общества.

Закономерно, что интерес к его жизни и творчеству никогда не угасал, а в последние два десятилетия явно усиливается[i]. Мировую известность П.А. Кропоткин приобрел, прежде всего, как выдающийся ученый-естествоиспытатель, путешественник, общественный деятель, теоретик анархизма. Неплохо изучены его исторические и социологические воззрения. Меньше всего известны и до сих пор требуют всё новых усилий в плане теоретической реконструкции собственно философские и этические идеи[ii].

Органическая взаимосвязь слова и дела как раз и есть самое ценное и притягательное в Космосе личности этого человека. Более того, расширительное понимание анархии как тенденции основать синтетическую, научно ориентированную философию, способную охватить наряду с природой и всю общественную жизнь, выводит П.А. Кропоткина за пределы анархизма в узко политическом смысле слова.

Будучи необычайно цельной и деятельной личностью, П.А. Кропоткин всегда размышлял именно о личностном потенциале человека, существенными измерениями которого являются нравственность и свобода. Соответственно, внимательный анализ этой проблемы позволяет исследовать самые глубинные пласты философско-этических позиций П.А. Кропоткина. В этом ключе в принципе остаётся открытой дорога к праву.

П.А. Кропоткин выступает за своеобразный нравственный прорыв. Если М.А. Бакунин (в поздний период своей творческой деятельности) только собирался особо заняться этикой, имея в виду её принципиальную значимость применительно ко всему процессу переделки общества на началах свободы и справедливости, то его последователь в действительности осуществил этот замысел.

В таких работах, как «Справедливость и нравственность», «Нравственные начала анархизма», «Моральный выбор Л.Н. Толстого», «Взаимная помощь как закон природы и фактор эволюции», «Записки революционера», «Современная наука и анархия», «Хлеб и воля», «Этика» и др. он исходит из признания глубоких природных и одновременно социальных корней сущности человека. Человек стремится к счастью и в этом стремлении он пользуется духовно-нравственными ценностями, огромными возможностями разума, который не боится собственных выводов. Отсюда - тщательное обдумывание того, что и как следует создавать.

Своеобразным ключом к пониманию сути нравственной философии П.А. Кропоткина представляется положение из второй главы «Этики» («Намечающиеся основы новой этики»): «Нравственный прогресс необходим, но без нравственного мужества он невозможен» [Кропоткин 1991, 43]. Мужество, тем более нравственное, никак не вытекает из природно-биологического уровня бытия человека; оно является результатом свободного выбора самого человека как личности. Данный выбор и выступает в качестве своеобразного механизма, поднимающего нравственность на более высокий уровень, достойный свободного человека и подлинно справедливого общества.

Этические взгляды П.А. Кропоткина в зрелый период его деятельности характеризуются открытием своего рода «вторичной» нравственности, возвышающейся над той, что по существу вытекает из природных начал. Взаимопомощь выступает лишь основой, определяет общее нравственно-этическое измерение личности и общества. Высший уровень нравственности связывается как с общим прогрессом в обществе, ведущим к развитию чувства справедливости, равновесного самосдерживания, так и с достаточным развитием личности, «личной творческой силы и почина...»  [Кропоткин 1991, 42-43].

Этот уровень и неуклонное развитие его повышения немыслимы без чувства свободы, рассмотрение которой он видит как попытку синтеза естественнонаучного, антропологического и социального подходов. Свобода мыслится П.А. Кропоткиным в качестве высшего, собственно человеческого воплощения исходной космической гармонии. Тенденция рассматривать свободу как преимущественно личностное качество предполагает учет таких явлений, как природное и социальное равенство, непреходящую склонность к помощи ближнему, преодолению несправедливости и т.п. Как таковая свобода реализуется в той мере, в какой естественно развертывается природный и социальный потенциал человека и человечества. П.А. Кропоткин отвергает и индивидуализм М. Штирнера, и узкий реформизм П.Ж. Прудона, и пролетарский мессианизм К. Маркса.

Что касается Ф.М. Достоевского, то П.А. Кропоткин в действительности отдаёт должное огромному таланту и проницательности русского писателя. «Впрочем, читатель прощает Достоевскому, - пишет сам П.А. Кропоткин, - все его недостатки, потому что, когда он говорит об угнетаемых и забытых детях нашей городской цивилизации, он становится истинно великим писателем благодаря его всеобъемлющей бесконечной любви к человеку даже в самых отвратительных глубинах его падения» [Кропоткин 1991, 428].

Свобода связывается П.А. Кропоткиным также с «твердой волей» самого человека [Кропоткин 1991, 339], с познанием им своего изначального единства с природой. Более того, свобода коренится в этом единстве, в естественности проявлений взаимопомощи, солидарности и самопожертвования. В определенном смысле им переосмысливается позиция М.А. Бакунина, который одну из главных задач человеческого развития видел в максимальном преодолении "животности" как чего-то ограниченного и сковывающего. Склонность к натурализму позволяет найти в самой "животности" предпосылки нравственности, а значит и свободы [Кропоткин 2007, 17-18].

Как преграду на пути развертывания подлинной (а не формальной) свободы Кропоткин рассматривает все, не коренящееся в изначальной природной гармонии, включая властно-политические структуры, искусственно вмешивающиеся в естественные и нравственно оправданные процессы жизни человека и общества. Он признает и внутренние препятствия на пути к свободе. Речь идет о недостатке знаний и морали у самих людей, вынужденно втянутых в борьбу за существование. Развитие науки, образования, включая целенаправленное улучшение нравственных качеств человека и общества, - это прямой путь к более зрелой свободе. Вместе с тем она же одновременно составляет своеобразную базу для развития ума, достоинства и счастья людей.

 Свобода у Кропоткина рассматривается как в естественном, так и в нравственном измерениях. Смысл ее не столько в разрушении не свойственных природе и обществу преград, сколько в обеспечении создающей культуру подпитки естественных и прекрасных чувств взаимопомощи, солидарности, сотрудничества. В свою очередь эти чувства внутренним образом искореняют чувства и установки отрицательные, которые составляют социально-психологическую основу жестокой борьбы за существование в расколотом обществе. Последовательная реализация свободы, в конечном счете, ведет к устранению отношений эксплуатации и жесткой зависимости одних от других, то есть к достижению искомой справедливости.

Роль системообразующего элемента для всей системы нравственно-философских воззрений П.А. Кропоткина играет именно справедливость. Но она становится благом лишь в том случае, если у нее есть свободный выбор и соответствующий поступок. Предполагается и пересмотр ключевых понятий нравственности в смысле их максимальной конкретизации применительно к поведению людей как членов саморегулирующегося сообщества. Все это и есть основной потенциал реальной свободы в обществе.

В его концепции переосмыслена и продолжена известная линия, идущая от Эпикура к Руссо, призывающая к «возврату» в природу. Речь идет не только о естественном основании человеческой истории, но и о сознательном выборе своеобразного эталона отношений между людьми. Соответственно, свобода выступает как высший момент процесса саморазвития природы, включая обеспечение удовлетворения основных потребностей живых существ, стремящихся к самореализации во внутреннем и внешнем пространствах своего бытия. Свобода соотносится (но не отождествляется) с определённым состоянием социума, в котором царит взаимопомощь. Многообразие же реальных проявлений свободы в обществе определяются собственно личностной активностью.

Важно подчеркнуть, что оптимистически настроенный П.А. Кропоткин важнейшим фактором радикальных перемен в обществе считает не отчаяние, а надежду. Речь идет не столько об одноактной социальной революции, сколько о длительной и неуклонной эволюции умственного и духовно-нравственного развития человека.

Хотя П.А. Кропоткин был патриотом своей страны, его идеи интернациональны по своей направленности, по духу и масштабу. Он размышляет над типичными для всего цивилизованного человечества проблемами духовной жизни. Например, характеризуя художественные произведения в работе «Идеалы и действительность в русской литературе», он приходит к такому выводу: «Тип Обломова вовсе не ограничивается пределами одной России; это универсальный тип - тип, созданный нашей современной цивилизацией, возникающий во всякой достаточной, самоудовлетворенной среде» [Кропоткин 1991, 426].

Общими для всех, поэтому, являются и препятствия на пути к свободе, тяготеющей к нравственности, но зачастую отрывающейся от нее. Следует отметить, что в указанной и в других работах русского мыслителя имеется собственно культурологическая составляющая, позволившая ему анализировать многие тенденции в развитии отечественной и мировой культуры.

Реализацию социального идеала П.А. Кропоткин связывает с усилиями высоконравственных и одновременно свободных людей, точнее, личностей, которые смогут договориться между собой и сотрудничать. Не случайна явная практически-нравственная, образовательная ориентация П.А. Кропоткина, исходящая из устойчивых представлений о единстве науки и нравственности.

Многочисленные дневниковые записи свидетельствуют о том, что он стремится к специализации собственных научных занятий, примеривает их как к своим способностям, так и к представлениям о цели и общественном интересе. Говоря о юности вообще, он как бы советует учителю, воспитателю: «Единственный правильный путь - это открыть перед юным умом новые, широкие горизонты; освободить его от предрассудков и ложных страхов; указать место человека в природе и человечестве, и, в особенности, отождествить себя с каким-нибудь великим делом и развивать свои силы, имея в виду борьбу за это великое дело» [Кропоткин 1991, 419]. Это говорит о стремлении П.А. Кропоткина к реализации ценностно-регулятивной функции философии и этики.

Таким образом, синтетическая философия П.А. Кропоткина, опираясь на открытое миропонимание, обосновывает идеал справедливого самоуправляющегося общества, субъектами которого выступают знающие, высоконравственные, свободные личности и их объединения. Его наследие принадлежит не столько анархистам (время в целом показало утопичность их социального проекта), сколько всему культурному сообществу.

Современная жизнь актуализирует общий оптимистический пафос русского мыслителя, его ориентацию на помощь человеку в совершении духовно-нравственного прорыва в личностном и общественном развитии. Главное здесь не детализация процесса и результатов устранения тех или иных препятствий на пути к оптимальному варианту социального устройства, а убеждение в самой возможности существенных преобразований в обществе на базе нравственных качеств и свободного почина людей.

Разумеется, воплощение в современную жизнь его идей в чистом виде в принципе не представляется возможным. Появляясь, идеи, как и вещи, в известном смысле имеют своего рода пространственно-временные координаты. Соответственно их реализация, если она действительно происходит, предполагает учёт множества новых параметров, особенностей и нюансов. Однако основной пафос всё же остаётся, основа той или иной прорывной идеи по существу не теряет своей силы.

В этой связи интересны размышления А.А. Гусейнова: «Этика и мораль имеют собственный хронотоп, свою современность, которая не совпадает с тем, что является современностью… . В рамках этики хронотоп также различен в зависимости от того, идёт ли речь о нравах или об общих принципах… Моральные основоположения сохраняют устойчивость века и тысячелетия» [Гусейнов 2009, 9]. Думается, что это в полной мере относится к этико-философской концепции и всему творческому наследию П.А. Кропоткина.

Главное всё же не в самом по себе теоретическом вкладе, который вносит П.А. Кропоткин в этико-философскую науку. Уникален цельный, удивительно привлекательный для современного ищущего и неравнодушного человека образ личностного бытия. Хотя со дня смерти мыслителя и подвижника прошло уже почти 95 лет, применительно к нему можно с полной уверенностью говорить о герое нашего времени. Интересно, что на круглом столе «Анархизм: история и современность», проведенном в Институте философии РАН (сектор современной западной философии) 20 февраля 2014 г., одно из наиболее ярких и эмоционально насыщенных выступлений, на мой взгляд, прозвучало о П.А. Кропоткине и его этике. По-видимому, не случайно, согласно моим личным наблюдениям преподавателя, именно к трудам, жизни и деятельности П.А. Кропоткина обращается значительная часть студентов, когда предлагается выбрать, к примеру, тему творческой работы, связанную с осмыслением разнообразных граней наследия русской философии практически-нравственной ориентации конца XIX – начала XX вв.

Суть этической концепции П.А. Кропоткина, на мой взгляд, заключается в философской вере в социальный потенциал человека, по природе своей склонного к сочувствию по отношению к другим, практикующего взаимопомощь и в силу своего неиссякаемого потенциала свободы стремящегося к установлению справедливости.  Такая вера ничем не уступает вере собственно религиозной и даже в известном отношении превосходит её, ибо свобода и нравственность здесь не даруются свыше, а являются важнейшими качествами и достижениями самого человека как личности.

Вся жизнь и многогранная творческая деятельность П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина являются яркими подтверждениями того, что гармония высоких человеческих и социальных качеств-ценностей не только возможна, но и вполне достижима. П.А. Кропоткин, правда, пошёл в этом плане значительно дальше, увидев новые возможности и перспективы освобождения человека в парадигме социальной справедливости и подлинного гуманизма. Думается, что сближение свободы и нравственности, а также усиление нравственности в праве будет способствовать этому и в настоящее время.

 

Источники (Primary sources in Russian)

Бакунин 1920 - Бакунин М.А. Избранные сочинения. Пг.; М., 1920. Т. 4. (Bakunin M.A. Selected works. In Russian).

Бакунин 1934 - Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. Т. 1. М., 1934. (Bakunin M.A. Set of works and letters. In Russian).

Бакунин 1987 - Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987. (Selected philosophical works and letters. In Russian).

Бакунин 1989 - Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: «Правда», 1989. (Bakunin M.A. Philosophy. Sociology. Politics. In Russian).

Бакунин 2000 - Бакунин М.А. Анархия и Порядок. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. (Bakunin M.A. Anarchy and order. In Russian).

Бакунин 2010 - Бакунин М.А. Исповедь. СПб.: «Азбука-классика», 2010. (Bakunin M.A. Confession. In Russian).

Кропоткин 1991 - Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М., 1991. (Kropotkin P.A. Ethics: Selected works. In Russian).

Кропоткин 1999 - Кропоткин П.А. Речи бунтовщика // Анархия, ее философия и идеал: Сочинения. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. (Kropotkin P.A. Speeches of Rebel. In Russian).

Кропоткин 2007 - Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: «Самообразование», 2007. (Kropotkin P.A. Mutual Aid. A Factor. In Russian).

 

Ссылки (References in Russian)

Артемов 1993 - Артемов В.М. Поиски идеала и путей к свободе: П.А. Кропоткин и вокруг него // Путь: Международный философский журнал. 1993. № 5. C. 204-211.

Артемов 1998 - Артемов В.М. Нравственное измерение свободы и образование (опыт реконструкции русского классического анархизма). М.: МГОПУ, 1998.

Артемов 2004 - Артемов В.М. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина: единство свободы и нравственности // Вестник Московского университета. Серия 7 Философия. 2004. № 2. С.3-14.

Артемов 2007 - Артемов В.М. Свобода и нравственность. М.: «Канон+» РООН «Реабилитация», 2007.

Артемов 2012 – Артемов В.М. Нравственность и свобода в этико-философской концепции П.А. Кропоткина // Петр Алексеевич Кропоткин / Под ред. И.И. Блауберг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 156-174.

Баландин 2001 – Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. М.: «ВЕЧЕ», 2001.

Блауберг 1991 – Блауберг И.В. «Выбор в твоих руках…». // Вопросы философии. № 11. С. 64-71.

Гордон 2012 – Гордон А.В. Вера и знание в этическом учении П.А. Кропоткина. / Петр Алексеевич Кропоткин. Под ред. И.И.Блауберг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

Гусейнов 2009 - Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. М., 2009.

 Кропоткин 2012 - Петр Алексеевич Кропоткин. Под ред. И.И.Блауберг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

Налимов 1992 – Налимов В.В., Дрогалина Ж.А.. Умер ли анархизм? //Труды комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина. М., 1992. Вып. 2. С. 124-127.

Сухов 2007 – Сухов А.Д. П.А. Кропоткин как философ. М.: ИФ РАН, 2007.

Шеметов 1986 - Шеметов А.И. Искупление: Повесть о Петре Кропоткине. М.: Политиздат, 1986.

Штирнер 1994 - Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

Хвостов 2007 - Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма. М., 2007.

References

 

Artemov V.M. Humanistic Ethics of P.A. Kropotkin: Unity of Freedom and Morality // Bulletein of Moscow University. Series 7 Philosophy. 2004. Vol. 2. P. 3-14. (In Russian).

Artemov V.M. Moral Measurement of Freedom and Education (Attempt of Reconstruction of Russian classical Anarchism). M.: MGOPU, 1998. (In Russian).

Artemov V.M. Freedom and Morality. M.: «Kanon+» РООН «Reabilitacia», 2007 (In Russian).

 

Artemov V.M. Morality and Freedom in ethical philosophical Conception of P.A. Kropotkin // Petr Alekseevich Kropotkin. Under edition of I.I. Blauberg. M.: ROSSPEN, 2012. P. 156-174. (In Russian).

Artemov V.M. Searches of Ideal and Ways to Freedom. P.A. Kropotkin and around him // Put. International Philosophical Journal. 1993. Vol. 5. P. 204-211. (In Russian).

Balandin R.K. The most famous Philosophers of Russia. M.: «VECHE», 2001. (In Russian).

Blauberg I.I. // “The Choice is in your Hands…”. Voprosy Filosofii. Vol. 11. P. 112-125. (In Russian).

Gordon A.V. – Faith and Knowlege in ethical Doctrine of P.A.Kropotkin. // Petr Alekseevich Kropotkin. Under edition of I.I. Blauberg. M.: ROSSPEN, 2012. P. 96-129. (In Russian).

Guseinov A.A. Ethics and Morality in modern World // Ethical Thought modern Researches. M., 2009. (In Russian).

Khvostov V. M.  Ethics of human Dignity: Critique of Pessimism and Optimism. M., 2007. (In Russian).

Nalimov V.V. Is Anarchism dead? // The Works of the Comission on scientific heritage of P.A. Rropotkin. The second Release. M., 1992. (In Russian).

 Petr Alekseevich Kropotkin. Under edition of  I.I. Blauberg. M.,: ROSSPEN, 2012. (In Russian).

 Shemetov A.I. Expiation. Story of Petr Kropotkin. M.: Politizdat, 1986. (In Russian).

Stirner M. The Unique One and his Property. Leipzig, 1844. (Russian Translation 1994).

Suchov A.D. Kropotkin as a Philosopher. M.: IF RAN, 2007. (In Russian).

 

 



[i] Своего рода переломными вехами в деле возрождения интереса к жизни и творчеству П.А. Кропоткина стали «круглый стол» (Дмитров, 1991) и международная конференция, посвящённые 150-летию со дня его рождения (Москва – Дмитров – Санкт-Петербург, 1992). Они собрали исследователей разных направлений из многих стран мира. Обзор первого подготовила И.И. Блауберг [Блауберг 1991]. Ход и итоги конференции освещены автором: [Артемов 1993, 204-211].

[ii] Хотя статьи о П.А. Кропоткине есть во всех последних справочных изданиях по философии, специально как философ он практически не фигурирует в литературе. К исключениям можно отнести такие издания: [Артемов 2007; Баландин 2001; Сухов А.Д. 2007]. Существенный вклад в этом плане вносит весьма солидное издание: [Кропоткин 2012].

 
« Пред.   След. »