«Ранний» Г. П. Федотов: к публикации статьи «О гении» | | Печать | |
Автор Антощенко А.В. | |
31.03.2015 г. | |
Публикуемое эссе «О гении» было написано Г.П. Федотовым предположительно в 1910 г., когда он заканчивал учебу в Петербургском университете. Федотов размышляет о принципах гениальности и пытается найти основания для определения понятия гения, исходя из взаимоотношений этики, эстетики и логики. Детальную разработку проблемы их соотношения уже в рамках христианского мировоззрения он осуществил после эмиграции из советской России в 1925 г. The essay "On genius" was written by George Fedotov supposedly in 1910, when he was finishing his studies at the University of St. Petersburg. In the essay Fedotov reflects on fundamental principles of genius and tries to define the concept of genius, based on the relationship of ethics, aesthetics and logic. It was after his emigration from Soviet Russia in 1925 that he undertakes detailed analysis of correlation of ethics, aesthetics and logic within the Christian worldview framework.
Ключевые слова: Г. П. Федотов, принципы гениальности, взаимоотношения этики, эстетики и логики. Key words: George Fedotov, fundamental principles of genius, relationship of ethics, aesthetics and logic. Творческое наследие философа, религиозного мыслителя, историка и публициста Георгия Петровича Федотова (1886–1951) с начала 1990-х гг. возвращается на родину. Его основные произведения переизданы ведущими издательствами и журналами (см. [Антощенко 2003, 45–73, 381–390]. Завершается издание собрания сочинений, начатое доктором исторических наук С.С. Бычковым в 1996 г. Более двадцати диссертаций посвящены изучению его творчества. Несмотря на это, по-прежнему узкой остается источниковая база исследований, которая ограничивается изданными произведениями Г.П. Федотова и воспоминаниями его вдовы Елены Николаевны Федотовой (1884–1965). Поэтому многие вопросы, особенно связанные с начальным этапом становления его мировоззрения, остаются открытыми. Значительным вкладом в дело заполнении данного пробела стала публикация 12-го тома «Собрания сочинений Г.П. Федотова» [Федотов 2008], в который вошли письма Георгия Петровича к Татьяне Юлиановне Дмитриевой и сопутствующие им материалы. К сожалению, по техническим причинам в том не был включен весь комплекс документов, связанных с именем Федотова и хранящихся в фонде Дмитриевых в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Охватывая период с 1905 по 1920 гг., они дают обширный материал для наблюдений и выводов о становлении личности мыслителя, формирования его мировоззрения (см. [Антощенко 2008]). Особый интерес среди документов данной коллекции представляют рукописи Федотова студенческих лет, носящие философский характер. Сам он достаточно низко оценивал свои способности к такого рода творчеству, отмечая в одном из писем к Т.Ю. Дмитриевой: «Я замечаю часто (особенно в философии), что для меня непонятно то, что другим дается легко» [Федотов 2008, 136]. Однако это было скорее результатом высокой требовательности к себе и другим, занимающимся философствованием, чем простой констатацией факта. В подтверждение этого можно привести оценку немецких философов из тех же писем к Т.Ю. Дмитриевой: «Кабин[етные] философы. Меня отталкивает от немецких гениев – их оседлость. Они философствуют, как другие рубят дрова, шьют сапоги. Их профессия – не больше. Они противоречат себе каждым своим поступком, и производя революцию в мире идей – в жизни часто остаются смешными мещанами – Жане и Гартман особенно вопиющее безобразие. Эта целость жизни, последовательность, к[отор]ая не оставляет ни одной идеи без выводов и распинается за нее, мыслимы только в России, где крик жизни пробуждает мысль, где первый и последний вопросы: “Что делать?”» [Федотов 2008, 87]. На этом фоне творчество Ф. Ницше, с произведениями которого Федотов впервые познакомился во время учебы в Йенском университете, вызвало его искренний интерес и симпатии именно своей сопряженностью с жизнью, острой проблематизацией принципов гуманизма. Думается, что ницшевское «Человеческое, слишком человеческое» стало стимулом к размышлениям о гениальности, которые вылились в публикуемое ниже эссе студенческой поры Г.П. Федотова. Однако следует отметить, что он воспринял лишь постановку проблемы и общее направление ее решения немецким философом – рассмотрение проявлений гениальности в различных сферах (научной, эстетической и этической), давая самостоятельные ответы на вопросы «о принципах гениальности». Именно так первоначально называлась рукопись, которую можно датировать 1910 г., когда Федотов заканчивал свою учебу в Петербургском университете. К вопросам «триархии в мире ценностей» он вернется уже только в эмиграции, когда будет обосновывать христианское мировосприятие [Федотов 1932]. Статья «О гении», как впрочем и другие ранние и ранее не публиковавшиеся работы Федотова, увидят свет в 7-ом томе собрания сочинений. Рукопись хранится в НИОР РГБ (Ф. 745 (Дмитриевых). К. 4. Ед. хр. 33. Л. 13–28). Текст эссе приведен в соответствие с современными правилами орфографии с сохранением особенностей авторской пунктуации. Публикация, примечания А.В. Антощенко.
ЛИТЕРАТУРА Антощенко 2003 – Антощенко А.В. «Евразия» или «Святая Русь»? (Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории). Петрозаводск, 2003. Антощенко 2008 – Антощенко А.В. Трагедия любви (Путь Г.П. Федотова к Истории) // Мир историка: историографический сборник. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2008. Вып. 4. С. 50–75. Федотов 1932 – Федотов Г.П. О Св. Духе в природе и культуре // Путь. 1932. № 35. С. 3–19. Федотов 2008 – Федотов Г.П. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 12: Письма Г.П. Федотова и письма различных лиц к нему. Документы. М.: Мартис, 2008. |
« Пред. | След. » |
---|