Продолжение разговора: новые письма Э. Гуссерля Г. Шпету | Печать |
Автор Щедрина Т.Г.   
30.04.2013 г.

В публикации представлены и прокомментированы новые письма Эдмунда Гуссерля Густаву Шпету из семейного архива Е.В. Пастернак.

 

The publication presents Edmund Husserl's letters to Gustav Spet recently found in E.V. Pasternak family archive.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эпистолярное наследие, Гуссерль, Шпет, феноменологическое движение.

 

KEY WORDS: epistolary heritage, Husserl, Spet, phenomenological movement.

Совсем недавно в архиве Е.В. Пастернак мною были обнаружены ранее не публиковавшиеся три письма Э. Гуссерля Г. Шпету[1]: 1914, 1918 и 1921 гг. Уже сам факт такой находки - несомненная исследовательская удача. Тем более что речь идет о письмах, благодаря которым не только уточняются наши представления о личных отношениях Г. Шпета и Э. Гуссерля, об истории феноменологического движения, но и расширяется сфера понимания экзистенциальных контекстов, в которых конституировалась феноменология как культурно-исторический феномен.

1914 год. Шпет пишет книгу «Явление и смысл» и посвящает ее Э. Гуссерлю. О том, как Гуссерль отозвался об этой книге, мы уже знаем, так как Шпет пересказал содержание публикуемой здесь открытки в письме к своей невесте Н.К. Гучковой (см. комментарий к публикуемому письму). Теперь мы можем убедиться, насколько важен был для Гуссерля выход этой книги. Ведь это означало, что его «Идеи I», вызвавшие неприятие многих учеников, оказались созвучными для философа из России; см.: [Мотрошилова 2003, 80-81]. И то, что в открытке звучит как надежда (Гуссерль предлагает Шпету стать толмачом своей книги) - позднее осуществилось. Шпет и Гуссерль будут обсуждать ее позже при личной встрече.

1918 год. Письмо Гуссерля открывает нам трагический опыт философского переживания окружающей действительности. Он отвечает на письмо Шпета, который с горечью говорит о «безумии стареющего человечества» [Шпет 1996, 128]. И для Гуссерля и для Шпета было уже ясно, что «мир вывихнулся». Иначе, как можно объяснить ту вакханалию ложного «ура-патриотизма», захлестнувшую культурные и научные круги и Германии и России [Шпет 2012, 82]? Как можно поднимать оружие на тех, с кем вчера только вели философские беседы, издавали журналы, спорили о метафизике? Эту ситуацию экзистенциального абсурда, войну ради ложной «фразеологии политического идеализма» очень хорошо чувствует Гуссерль как создатель учения, которое призывает вернуться от идеальных сущностей назад к предметам, к осознанию действительности. Для него было совершенно ясно, что в реальном мире нет одной абсолютно господствующей науки (о чем он писал еще в статье «Философия как строгая наука»), как нет одной абсолютно господствующей нации. Каждая нация имеет свое достоинство, она уникальна и неповторима в своей действительности (как осуществленности). И только через общение, возделывая общее поле разговора, отдельные нации могут подняться до понимания целостности и единства в многообразии. Эта мысль была близка и Шпету, который, переживая Корниловский мятеж, написал, что место русской нации в содружестве европейских культур - свое, особое. И для того, чтобы занять это место, Россия должна заняться «культурой, культурой, культурой» [Шпет 2005, 281]. И только тогда она может быть признана как нация в содружестве европейских народов. Эти идеи Гуссерля и Шпета  и сегодня не потеряли своей значимости.

Письмо 1918 г. открывает экзистенциальные истоки обращения Гуссерля к теме кризиса европейской науки и европейского человечества; см.: [Гайденко 1992]. И это для нас тем более важно, что пишет он своему русскому коллеге, с которым его страна находилась в состоянии войны. Гуссерль как философ-феноменолог сформулировал идею жизненного мира. И его собственный жизненный мир состоял не из политических распрей и социально-конъюнктурной бытовщины, он располагался на «чистых высотах феноменологической философии». Гуссерль, как и Шпет, расценивал свою философскую деятельность как дело общественное и занимался феноменологией как культурно-историческим призванием, способным перешагивать государственные границы, нести идеалы мира и нормы дружеского общения разным народам и странам. Эти мысли были позднее развернуты Гуссерлем в известнейшем докладе о кризисе европейских наук.

1921 год. В этом письме открывается для нас контекст, в котором разговор между русским и немецким философом мог бы быть продолжен. Об этом также свидетельствует ранее опубликованный список философской литературы, который Гуссерль посылал Шпету в 1921 г.[2]. Гуссерлю важно услышать об интеллектуальной работе в России из «призванных уст». А это значит, что Шпет был для него «заслуженным собеседником», чьи вопросы и сомнения находились в сфере разговора, в которой мысль понимается. И Гуссерль не ошибся в своем выборе. Ведь именно благодаря «интенсивной феноменологической деятельности» [Гуссерль 1992, 237] Г. Шпета в русском философском сообществе к Гуссерлю и его идеям проявили интерес Л. Шестов, Е. Шор, Н. Волков и многие другие русские философы и ученые-гуманитарии, которые хотели продолжить разговор с ее основателем. Как писал А. Реформатский Р. Якобсону: «Мы оба вышли из Густава, пророка Эдмунда на Руси. Об этом нельзя забывать!» [Шторх 2006, 329]

***

Выражаю глубокую признательность Елене Владимировне Пастернак за предоставление писем для публикации.

Письма публикуются впервые по рукописным оригиналам. Приведены немецкий оригинал и русский перевод. Конъектуры даны в угловых скобках. Цифры квадратных скобках отсылают к комментариям. Подчеркивания и зачеркивания воспроизведены.

 

Литература

Гайденко 1992 - Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 1992. № 7.

Гуссерль 1992 - Письма Эдмунда Гуссерля к Густаву Шпету. Предисловие, перевод и примечания В.И. Молчанова // Логос. 1992. № 3.

Мотрошилова 2003 - Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

Шор 2006 - Шор Е.Д. Письма Г.Г. Шпету и неизвестному парижскому корреспонденту. Публикация В. Янцена / Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2006. С. 405-406.

Шпет 1996 - Густав Густавович Шпет - Эдмунду Гуссерлю. Ответные письма. Публикация В. Куренного, И. Михайлова, И. Чубарова // Логос. 1996. № 7.

Шпет 2005 - Густав Шпет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие. Отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М., 2005.

Шпет 2012 - Письмо Б.В. Яковенко Г.Г. Шпету от 13 ноября 1914 года / Густав Шпет: философ в культуре. Документы и письма. Отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М., 2012.

Шторх 2006 - Шторх (урожд. Шпет) М.Г. Густав Шпет в воспоминаниях современников и учеников / Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2006.

Янцен 2006 - Янцен В.В. Д.И. Чижевский, Е.Д. Шор и Г.Г. Шпет / Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2006. С. 357-382.

 

 

 



[1] Основная часть переписки Гуссерля и Шпета была опубликована в журнале «Логос». [См.: Гуссерль 1992; Шпет 1996].

[2] Список был обнаружен мною и опубликован В. Янценом в качестве комментария к письму Е.Д. Шора Шпету [См.: Шор 2006, 405-406].

 
« Пред.   След. »