"Утопия": жизнь после смерти (обзор научной конференции) | Печать |
Автор Паниотова Т.С.   
14.01.2018 г.

500-летний юбилей выхода в свет "Утопии" Томаса Мора стал событием, всколыхнувшим мировую научную общественность. Многочисленные конгрессы, фестивали, симпозиумы, проходившие в течение всего 2016 г. в различных странах мира и почти на всех континентах, собрали огромные аудитории и заставили вновь задуматься о судьбе утопии, смерть которой еще недавно и, как выяснилось, преждевременно, диагностировали известные "социальные целители". Проведенная Южным федеральным университетом (Ростов-на-Дону) в ноябре 2016 г. Всероссийская (с международным участием) междисциплинарная научная конференция «Утопические проекты в истории культуры (к 500-летию "Утопии" Томаса Мора)» органично вписалась в мировые научные тренды.

Хотя организаторы конференции не ставили перед собой амбициозных задач, им удалось осуществить междисциплинарный проект с участием представителей различных областей знания из разных стран. В результате конференция  стала не только знаковым событием юбилейной даты; она превратилась в площадку для широких дискуссий, сопоставления позиций в мировых исследованиях и выработки новых подходов к изучению утопии. Всего было зарегистрировано свыше 100 заявок ученых из Великобритании, Австралии, Аргентины, Испании, Чешской республики, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Луганска, а также из различных городов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Архангельска, Казани, Новосибирска, Ставрополя, Нальчика, Челябинска и др. Таким образом, география участников достаточно полно представила современное научное пространство. 75 участников выступили на конференции с докладами, тексты заочных участников также были опубликованы в изданной по итогам конференции книге «Всероссийская (с международным участием) междисциплинарная научная конференция “Утопические проекты в истории культуры (к 500-летию "Утопии" Томаса Мора)», Ростов-на-Дону, 11-12 ноября 2017 г.).

Конференция состояла из двух пленарных сессий, работы четырех секций, круглого стола и молодежного форума. Основные векторы дискуссий были заданы пленарными докладами, заслушанными в первый день работы конференции. В открывшем конференцию докладе «Некоторые размышления к 500-летию "Утопии"», сделанном Председателем Европейского общества исследователей утопии (Utopian Studies Society (Europe)) Грегори Клейсом (Великобритания), были подведены итоги освоения наследия Т.Мора, а также обозначены некоторые дискуссионные проблемы: чем на деле является книга Мора: интеллектуальным развлечением, планом коммунистического переустройства на основе общности имуществ или имперским проектом? Какую роль сыграло открытие Америки в написании "Утопии" и как, в свою очередь, эта книга повлияла на ход американской ‒ да и всей мировой ‒ истории? Что оказало бóльшее воздействие на утопическую мысль - идеи Просвещения или средневековый милленаризм? Обратившись к недавней истории, докладчик отметил, что хотя большевизм стал "провальной моделью модернизации общества на принципах равноправия", недопустимо ставить под сомнение положительные результаты других утопических проектов, как это делают современные критики утопизма. Принципы утопического мышления сегодня актуальны, как никогда, потому что именно они помогают конструировать образы будущего.

Г.В. Драч (Ростов-на-Дону) в докладе "У истоков утопической мысли" отметил, что расширение исторического пространства утопической мысли позволяет уточнить само понятие утопии, выводя его за рамки литературных фиксаций. Утопия, начиная с античности, обладает огромной силой социального диагноза и рецептами социальной терапии. Главное, с чего начинаются и «Государство» Платона, и «Утопия» Мора – это решение проблемы имущественного неравенства и справедливого устройства общества. И дальнейший путь европейской цивилизации во многом предопределило это стремление к постижению подлинной действительности («по истине»).

Т.С. Паниотова (Ростов-на-Дону), акцентировав внимание слушателей на причудливом переплетении фактов и вымысла в произведении Т.Мора, показала, что во многом оно было обусловлено свойственным эпохе "восхищением Америкой". Однако как продолжающиеся поиски денотата идеального государства в Новом Свете, так и  отнесение утопии исключительно к жанру социальной фантастики в равной степени несостоятельны. Фантастика отвечала потребности зримо представить реально возможное.

Достаточно широкая тематика пленарных докладов задала основные направления работы конференции, связав историю и современность, философию, политику и литературу в единое целое, обеспечив тем самым качественно новый уровень междисциплинарных обсуждений и исследований. В докладе П. Бочека (Чехия) была показана связь утопизма и прагматизма в деятельности митрополита Киприана в историческом пространстве культуры XIV в., а И.Д. Тузовский(Челябинск) посвятил свой доклад рассмотрению концепта информационного общества как формы наивного мышления и примитивной социальной утопии. В.Д. Бакулов (Ростов-на-Дону) и М.А. Кярова (Нальчик) акцентировали внимание на философско-методологических проблемах утопии, а А.Г. Токарев (Ростов-на-Дону) проанализировал  архитектурную застройку Ростова-на-Дону 20–30-х гг. в контексте совершавшегося в те годы массового социального эксперимента. В порядке подведения итогов пленарного заседания Л.А. Морщихина (Архангельск) обобщила существующие сегодня основные методологические подходы и направления в исследовании утопии.

Во второй день конференции прошли секционные заседания, позволившие участникам обсудить широкий круг проблем в междисциплинарном формате. На секции "Утопические проекты в политической истории" прозвучали содержательные доклады К.Г Малыхина (Ростов-на-Дону) "П.Н. Милюков в 20-е годы: оценка большевистского эксперимента как социальной утопии"; Р.В. Кауркина (Нижний Новгород) «От "человека нужного" к "человеку счастливому": развитие утопической мысли в России XVIII века». Религиозные аспекты политической истории рассматривали Б.Б. Сажин (Москва) «Религиозное сектанство как объект утопических представлений реформаторского народничества»; А.Н.Раевский (Ростов-на-Дону) «Поселения - утопии новых религиозных движений: Тиберкуль и Ауровиль»; Д.М.Султанов (Екатеринбург) «Парагвайские редукции иезуитов: теория и практика управления». Доклады стали предметом  широкой дискуссии, в которой приняли участие историки, философы, религиоведы.

Хорошо известно, что наиболее широко утопия представлена в литературе. Тематика докладов, заслушанных на секции "Утопия в литературном творчестве", простиралась от общих проблем эволюции жанра утопии и антиутопии в русской литературе ХХ в. (докладчики Н.С.Бондарева и Ю.В.Карчевская, Ставрополь) и выявления особенностей этого жанра (К.Б. Бекулова, Ф.С. Эфендиев, Нальчик) - до анализа национальных форм утопического творчества (А.А.Айвазян "Утопия в армянской литературе"). Оригинальное прочтение темы утопии предложили И.А. Черненко (Ростов-на-Дону) "Идеальное государство в кривом зеркале города дураков (Абдеры К.М.Виланда)", В.Ю. Даренский (Луганск), "История как нереализованная утопия в рефлексии русской художественной литературы", И.В.Ключникова (Ставрополь) «Репрезентация образа Аполлона в современной русской антиутопии (на примере романа Д. Глуховского "Будущее")». 

О том, что утопия - это не химера и не устаревший теоретический конструкт, с особой остротой напомнила  работа секции "Утопии в жизни современного общества". Е.В. Золотухина-Аболина (Ростов-на-Дону) посвятила свое выступление анализу формирующихся в сознании современного человека утопических образов счастья и любви. Е.С. Логоватовская (Ростов-на-Дону) в выступлении "Космическая архитектура: от утопии к реальности" рассмотрела становящиеся все более актуальными вопросы теории и практики проектирования жилой среды в космическом пространстве. Д.А. Рубан (Ростов-на-Дону) обратил внимание на утопичность ожиданий туристов в отношении посещаемой дестинации как на движущую силу современного туризма. Н.Н. Малахова (Ростов-на-Дону) в докладе "Инновационное общество как современная социальная утопия", проанализировав признаки, свойственные утопическому мышлению, сделала вывод, что на сегодняшний день концепт инновационного общества обнаруживает больше черт социальной утопии, чем реального социально-политического проекта.

В докладах, прочитанных на секции «Спектры гуманитарных исследований утопии», где продолжилось обсуждение  проблем, поднятых на пленарном заседании, в то же время обнаружился ряд новых сюжетов. И.Г. Палий (Ростов-на-Дону) в докладе «Социальный утопизм (онтологический аспект)», основываясь на материалах из истории нашей страны (этап "реального социализма"), раскрыла заявленную тему как проблему реализации социальной утопии. Избранный О.М. Штомпелем (Ростов-на-Дону) угол зрения позволил в качестве базового концепта выделить отношение личности и государства. В докладе Л.А. Штомпель (Ростов-на-Дону) рассмотрение утопии было перенесено в пространство глобального города, что позволило поставить вопрос: что представляет собой современный город, утопию или гетеротопию? М.В. Митрохина (Ростов-на-Дону) предложила рассматривать утопическое творчество как способ  завершения гештальта, а Г.В. Сёмина (Ростов-на-Дону)  включила обсуждение утопии в контекст мифологии, благодаря чему выявила ряд сходных культурных архетипов в «Нартах» и утопии. А.В. Кокин (Ростов-на-Дону) остановился на ряде современных экологических проблем, которые он охарактеризовал как «современные экологические мифы и утопии».

Не меньший интерес проблемы утопии и утопического сознания вызвали у молодых исследователей. На молодежном форуме "Вызовы XXI века: между утопией и дистопией" и на круглом столе "Utopia as a literary genre and utopian practices in history of civilization" с сообщениями выступали студенты, представляющие не только Южный федеральный университет, но и другие вузы и регионы России. В обсуждении принял участие Грегори Клейс.

Конференция не ограничилась аудиторным заседаниями: она превратилась в настоящий Фестиваль Утопии, который сопровождался открытыми лекциями, выставками утопической литературы, архитектурных проектов, публичными чтениями "Утопии", работой кинолектория. В юбилейных акциях принимала участие не только студенческая молодежь, но и общественность Ростова-на-Дону, отдавая дань личности Томаса Мора и его бессмертному произведению, изменившему ход общественной мысли и истории.

Т.С. Паниотова (Ростов-на-Дону)

 

 

Паниотова Таисия Сергеевна ‒ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Paniotova Taisiia S. ‒ DSc in Philosophy, Full Professor, Department of theory of culture, ethics and aesthetics, Institute of Philosophy and Socio-political Sciences, Southern Federal University.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
« Пред.   След. »