Главная arrow Все публикации на сайте arrow Предисловие к публикации воспоминаний Е.А. Боброва о Н.Я. Гроте
Предисловие к публикации воспоминаний Е.А. Боброва о Н.Я. Гроте | Печать |
Автор Ермичёв А.А.   
15.08.2017 г.

В своих воспоминаниях философ и историк литературы Е.А. Бобров описывает основные события жизни Н.Я. Грота (круг родственников, его педагогическую карьеру, отношения с профессурой Киева и Москвы), обстоятельства собственного знакомства с ним (публикация перевода «Монадологии» Лейбница), а также встречи с Гротом в Дерпте и Москве. Бобров подчеркивает умение Грота сходиться с самыми разными людьми, что позволило ему быть «объединяющим центром» философской жизни Москвы, руководить  Психологическим обществом и создать журнал «Вопросы философии и психологии».

Автор предисловия к публикации отмечает, что роль Н.Я. Грота в истории русской философии определяется не столько его теоретическими исследованиями, сколько организационной работой председателя Московского Психологического общества и инициатора и первого редактора журнала «Вопросы философии и психологии». Деятельность этих институтов превратила философию в существенный фактор русского культурного развития  конца XIX – начала ХХ в. Воспоминания Е.А. Боброва хранятся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН (Фонд 677. Архив Е.А. Боброва, № 40). Они представляют собой восемь с половиной страниц машинописного текста с небольшими правками опечаток. Скорее всего, воспоминания были написаны в 20-е гг. ХХ в

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Н.Я. Грот, Е.А. Бобров, Московское Психологическое общество, «Вопросы философии и психологии», позитивизм, идеализм, метафизика.

 

ЕРМИЧЁВ Александр Александрович – доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург).

7723516@gmail.com

 

Статья поступила в редакцию 9 февраля 2017 г.

 

Цитирование: Ермичёв А.А. Предисловие к публикации воспоминаний Е.А. Боброва о Н.Я. Гроте. Бобров Е.А. Николай Яковлевич Грот // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?.

 

 

 

Voprosy Filosofii. 2017. Vol. 7. P. ?–?.

 

Foreword to the Publication of E.A. Bobrov’s Memoir of N.Ya. Grot

Aleksander A. Ermichyov

 

Nikolai Yakovlevich Grot

Evgenii A.Bobrov

 

Evgenii Bobrov, philosopher and literary historian, describes in his memoirs the key episodes of N. Grot's life: circle of relatives, teaching career, relations with Kyiv and Moscow academics. He also relates the facts of his own acquaintance with Grot (the publication of translation of Leibniz’s “Monadology”) and their meetings in Derpt and Moscow. Bobrov draws attention to Grot’s ability to make friends with very different characters, which allowed him to become  the consolidating centre of Moscow’s philosophical life, as well as to head   Psychological society and to start the “Voprosi filosofii I psihologii”  magazine.

The Preface notes that the administrative role played by N.Ia. Grot, being the president of the Moscow Psychological Society, the initiator and first editor of “Voprosi filosofii I psihologii” magazine, prevailed his theoretical studies. The work of these institutions made philosophy an important factor of Russian cultural and intellectual life in the late XIX – early XX centuries. Bobrov’s memoirs that is to be found in the Manuscript Department of Institute of Russian Literature (Pushkin House) RAS (677 fund. E.A. Bobrov's archive, №40) make eight and a half typescript pages with rare corrections of misprints. In all appearance the memoirs had been written in the twenties.

 

KEY WORDS: N.Ya. Grot, E.A. Bobrov, Moscow Psychological Society, “Voprosy filosofii i psihologii”, positivism, idealism, metaphysics.

 

ERMICHYOV Aleksander A. – DSc in Philosophy, Professor of Christian academy for humanities (St Petersburg).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Received at 9 February 2017.

 

Citation: Ermichyov, Alexander A. (2017) “Foreword to the Publication of E.A. Bobrov’s Memoir of N.Ya. Grot”, Bobrov,  Evgenii A. (2017) “Nikolai Yakovlevich Grot”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?.

 

В 1911 г. в Петербурге был издан очень содержательный сборник «Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях, письмах товарищей, учеников, друзей и почитателей» [Николай Яковлевич Грот 1911], который и доныне является бесценным источником сведений не только о самом философе, но и о культурной среде, в которой прошла его жизнь. Читатель сборника сразу же увидит, что современники Николая Яковлевича прекрасно осознавали, какое ключевое место он занимает в истории отечественной мысли – в тот период, когда в 70–80-е гг. XIX в. совершался поворот от сциентизма и позитивизма и зрело понимание самостоятельной ценности философии и метафизики. В этом повороте Н.Я. Грот сыграл значительную роль, что и отмечали авторы упомянутого сборника. Данная ими оценка была подтверждена классиками нашей историко-философской науки: Б.В. Яковенко, В.В. Зеньковским, Н.О. Лосским. Но, как ни парадоксально, переходный характер творчества Н.Я. Грота и стал, по-видимому, причиной того, что в современных учебных пособиях его имя отсутствует.

Публикация воспоминаний Е.А. Боброва, возможно, внесет коррективы в сложившуюся ситуацию. Такое «отсутствие» несправедливо. Даже согласившись с оценкой теоретического наследия Н.Я. Грота как переходного, мы не только можем, но даже обязаны отмечать выдающуюся роль самого Николая Яковлевича в философской жизни России. Прежде всего и в первую очередь Грот был ее организатором. Он возложил на себя это бремя в те годы, когда философия, очнувшись от морока утилитаризма и позитивизма, заговорила о своей самостоятельности, и сделал все, что было в его силах, для того чтобы наша философия, наряду с религией, наукой, искусством и литературой стала полноправной участницей русской общественной жизни. Культурный ренессанс, начавшийся у нас в 90-е гг., показал, что так оно и случилось.

Общественная деятельность Грота шла в двух направлениях – исполнения обязанностей председателя Московского Психологического общества и руководителя журнала «Вопросы философии и психологии», созданного им при Обществе.

Главной заслугой Грота на этих постах является усовершенствование «инфраструктуры» распространения философии в России. К университетским кафедрам и обязательным кафедральным «Трудам» прибавилось общественное объединение с его демократическим уставом и специализированный журнал, который стал интересен любому образованному читателю. Это имело благотворные последствия для русской философской жизни.

С появлением Общества и журнала и профессиональные философы, и любители философии, разбросанные по городам и весям России, стали объединяться в некое целое. Они соединялись не только личными связями (прямыми или опосредованными), но и – а это самое существенное – пониманием философии как особого рода знания, имеющего собственный предмет, который находится в сложных отношениях с предметами религии, науки и искусства. Кроме того, каждый из участников этого «союза» верил в высокое предназначение философии в жизни человека и человечества. Такое сознание позволяло русским философам противостоять сциентизму и утилитаризму, внимательно следить за философским развитием в Европе и, конечно же, развиваться самим.

Канули в прошлое времена, когда Грот жаловался на недостаток авторов или на их плохую подготовленность к литературной работе. К 1900 г. в журнале выступили более 150 авторов. В России по подписке расходилось около 1200 книжек «Вопросов философии и психологии». К этому же году в Обществе было более 200 членов, и оно провело 179 заседаний с соответствующим числом прочитанных докладов. Пример московского Общества был заразителен. Петербургские философы снова обратились к идее подобного общества и в 1897 г. создали его. Разумеется, у Грота были товарищи и помощники, но именно что помощники. Основную работу он взвалил на себя и, как писал В.В. Розанов, «…умер, заработавшись, свалясь от усталости, как лошадь под непосильным грузом» [Там же, 391].

В середине 90-х гг., еще при жизни Грота, на страницах его журнала начинают свой путь русские мыслители нового формата – марксисты, попавшие в «тенета» немецкого неокантианства. Скоро их назовут неоидеалистами, а чуть позже – новыми русскими метафизиками. В 35-й книге «Вопросов» за 1896 г. появляется статья С.Н. Булгакова «О закономерности социальных явлений», а в следующей, 37-й книге (1897) – статья П.Б. Струве «Свобода и историческая необходимость».

В 1902 г. в программном сборнике «Проблемы идеализма» П.Б. Струве напишет, что «новым людям метафизической потребности» нужно обязательно считаться с онтологией и этикой Соловьева, со стройной системой Чичерина, с панпсихизмом Козлова и его учеников, с конкретным идеализмом кн. С.Н. Трубецкого. Он назвал всех, с кем Н.Я. Грот делал свой журнал. Метафизики последней трети XIX в., все, кто в московском издании образовали его «ударную силу», отныне продолжили свою жизнь в ХХ веке. Без Грота, без Московского Психологического общества и «Вопросов философии и психологии» было бы невозможно даже помышлять о религиозно-философском расцвете начала века.

Автор предлагаемых воспоминаний о Н.Я. Гроте Евгений Александрович Бобров (1867–1933) – историк философии и философ-спиритуалист, уже известный современному читателю как мемуарист. В 1980 г. в I книге 92-го тома «Литературного наследства», посвященного А.А. Блоку, были опубликованы его воспоминания об отце поэта А.Л. Блоке, профессоре Варшавского университета. В прошлом году в журнале «Соловьевские исследования» (вып. 51) были опубликованы его воспоминания об А.А. Козлове.

Рассказ Е.А. Боброва дополняет всеобщее самое благоприятное мнение о Н.Я. Гроте. Пожалуй, Грота можно было бы назвать баловнем судьбы. Но его выдающиеся человеческие качества (Бобров зовет Грота одним из самых своих больших благожелателей), всецелая преданность философии и русскому просвещению сделали его жизнь полной труда и лишений.

 
« Пред.   След. »