Главная arrow Все публикации на сайте arrow Современные исследования философии Германа Когена
Современные исследования философии Германа Когена | Печать |
Автор Белов В.Н.   
13.07.2016 г.

Современные исследования философской системы главы Марбургской школы неокантианства настолько интенсивны, что определенно можно говорить о наличии в историко-философской науке отдельного направления – когеноведения. Опубликовано семнадцать томов из запланированных двадцати одного собрания сочинений Когена, осуществляется издание и отдельных произведений, архивных материалов, регулярно проводятся международные конференции по различным аспектам его философии (перечислять все конференции не имеет смысла, можно в качестве примера назвать лишь некоторые, проведенные в последние время: Philosophie und Wissenschaft bei Hermann Cohen / 24. bis 26. November 2014, Wien; Grundloser Hass. Die Entmächtigung einer elementaren Gewalt / 6. bis 8. Juni 2013, Zürich; Religion aus den Quellen der Vernunft. Hermann Cohen und das evangelische Christentum / 18. bis 21. September 2011, Tübingen; Die Natur des Denkens und das Denken der Natur – Spinoza, Trendelenburg und Cohen / 21. bis 23. Juni 2010, Amsterdam), публикуются монографии, сборники, научно-популярные исследования, посвященные жизни и творчеству марбургского мыслителя, ведущие европейские журналы организуют дискуссии, поднимающие вопросы актуальности философии Германа Когена, осуществляются переводы произведений философа на различные языки. Организуют эту многоплановую работу Общество Германа Когена и Архив Германа Когена, созданные при философском семинаре университета г. Цюриха. В кратком обзоре невозможно, конечно, отразить весь этот спектр современной исследовательской активности, поэтому остановимся на наиболее интересных и симптоматичных, на наш взгляд, явлениях в когеноведении, сосредоточившись на некоторых работах, изданных в последние годы в Германии.


Можно выделить две большие взаимосвязанные темы, которые инициируют все исследования по философскому творчеству Германа Когена: характер системы главы Марбургской школы и актуальность его идей для современных философских штудий. Примечательно, что, как говорится, нервом обеих этих тем выступает специфика философии религии Когена. Именно место и роль религии в системе философии марбургского мыслителя становится определяющим для оценки характера цельности этой системы, и здесь следует констатировать факт отсутствия у когеноведов единого мнения по самым разным аспектам этого учения.

Определяя характер мышления Когена как «мышление между философией и религией», автор монографии Дитер Адельман (Dieter Adelmann «“Reinige dein Denken” Über den jüdischen Hintergrund der Philosophie von Hermann Cohen». Würzburg, 2010. 325 S.) стремится уточнить все же сложный и неоднозначный смысл этой характеристики. Такое уточнение, по его мнению, можно выразить тремя понятиями, имманентными данной характеристике: разделение, объединение и сохранение, удерживая при этом динамическую взаимосвязь между ними: такое разделение философии и религии, при котором сохраняется и их единство, и такое объединение, при котором сохраняется их раздельность. В подобной динамике, в понимании ее своеобразия определяющую роль должно играть понятие «мышление». Поэтому в данном случае речь должна идти не о взаимодействии философии и религии, а скорее о взаимодействии философии с понятием мышления и о взаимодействии религии с тем же понятием. Можно сказать, подчеркивает автор, что в центре внимания оказываются философия, религия и автономное мышление.

Д. Адельман выделяет пять контекстов, без рассмотрения которых философия религии или религия разума Когена не может быть верно и всесторонне представлена как мышление между философией и религией в смысле понятия «мышление». Это прежде всего весь корпус произведений немецкого мыслителя, которые составляют его «Систему философии»: первая часть - «Логика чистого познания» (1902), вторая часть – «Этика чистой воли» (1904, второе, перераб. изд. 1907), третья часть – «Эстетика чистого чувства» (1912), к ним примыкает и «Понятие религии в системе философии» (1915). Вторым контекстом, по мысли автора, должен выступать весь корпус произведений Когена, посвященных интерпретации кантовской трансцендентальной философии: «Теория опыта Канта» (1871, второе перераб. изд. 1885, третье – 1918), «Кантовское обоснование этики» (1877, второе перераб. изд. 1910) и «Кантовское обоснование эстетики» (1889). Следует сказать, что это – традиционные контексты представления философского развития марбургского мыслителя, чаще их называют двумя периодами творчества Когена, а именно периодом кантовской интерпретации и периодом создания собственной философской системы.

Три других контекста связаны с темами, исследованию которых немецкий философ уделял немало внимания и которые оказали влияние на его религиозно-философские воззрения: это вся история еврейской науки в XIX-XX столетиях, история «психологии народов и наука о языке» и, наконец, еврейская средневековая философия и прежде всего философия Маймонида, к анализу религиозных взглядов которого Коген обращался неоднократно. Таким образом, книга Д. Адельмана рассматривает особенности становления философской системы марбургского неокантианца на фоне истории общего развития европейской философии, в которой особенно выделяется вклад еврейских мыслителей.

Так каково же оно, это определяемое еврейскими источниками когеновское мышление «между»? По мнению Адельмана, внутренняя взаимосвязь музыки и молитвы как источников разума образует ту основу философской системы Когена, которая, продолжая традиции трансцендентализма Канта, существенным образом его трансформирует, что обусловлено, в свою очередь, тем своеобразием (Eigenart), которое вносят иудейские корни религии разума в логику, этику и эстетику.

В своем анализе специфики когеновского мышления Д. Адельман вполне оправданно опирается прежде всего на работу «Религия разума из источников еврейства». Вот как определяется им главный нерв этого произведения Когена: «Можно сказать, что целью работы о “Религии разума” является талмудическое понятие “беспричинной ненависти”: “Вся ненависть напрасна”. Поэтому цель религии – исключение этой беспричинности, “исключение ненависти из инвентаря душевных сил”» [Cohen 1929, 237].


Этой же теме отвержения Когеном человеческой ненависти посвящен и сборник, выпущенный по материалам конференции (Ich bestreite den Hass im Menschenherzen” Überlegungen zu Hermann Cohens Begriff des grundlosen Hasses». Hrsg. Fiorato/Schmid. Basel, 2015). (Обзор этой конференции см.: Белов В.Н. Симпозиум Когеновского общества. Цюрих, 6-8 июня // Кантовский сборник. 2013. № 3 (45(. С. 122-124).

Своеобразным провокативным импульсом для авторов этого сборника послужили слова современного французского философа Андре Глюксмана, переиначивающие известное выражение Декарта: «Я ненавижу, следовательно, я существую» [Glucksmann 2005, 10]. Исходным основанием всего сборника стали размышления Когена о талмудическом понятии беспричинной ненависти. А лейтмотивом – слова марбургского мыслителя: «Что есть ненависть? Я отвергаю ее возможность» [Cohen 1929, 522].

Как же может быть преодолена ненависть? Ссылаясь на рассуждения Когена, авторы сборника указывают на катарсисные возможности молитвы как конкретной формы речевого акта борьбы с негативными аффектами. Противостоя безосновательной и иррациональной ненависти, молитва служит укреплению морального «Я» и, следовательно, ее умиротворению. Как показывают авторы сборника, у Когена в различных его работах есть много указаний на необходимость духовных упражнений для преодоления ненависти. Духовные упражнения и философская рефлексия являются, согласно Когену, необходимыми условиями для укрепления тех сил, которые помогают бороться с проявлениями ненависти. Подобные размышления Германа Когена, по утверждениям авторов сборника, оказываются чрезвычайно актуальными в связи с современными дебатами вокруг проблемы философии как искусства жизни, инициированными работами Пьера Адо и Мишеля Фуко.

Еще одной темой, которая привлекает внимание современных исследователей творчества Германа Когена в рамках его философии религии, является тема отношения марбургского неокантианца к философии Баруха Спинозы. О сложности и разноплановости этой темы свидетельствует уже достаточно богатая история ее исследования. Так, например, итальянский профессор Л. Бертолино в  докладе, представленном впервые на Международном «Коллоквиуме по еврейской философии. Амстердам 2010» о «Природе мышления и мышлении природы - Спиноза, Тренделенбург и Коген» (Leiden-Oegstgeest, 21-23 июня 2010), привел более 15 публикаций по данной теме, начиная с публикации Ф. Розенцвейга в 1924 г. и заканчивая современными авторами. Здесь следует указать на работу Беате Ульрике ла Сала (Beate Ulrike la Sala) Hermann Cohens Spinoza-Rezeption (Freiburg, 2012), представленную в качестве диссертации в Свободный Университет Берлина. В этой работе когеновская рецепция Спинозы рассмотрена сквозь призму вопросов, имеющих для понимания философской системы марбурского мыслителя в целом первостепенное значение, а именно вопрос взаимоотношения философии и религии, а также вопрос взаимосвязи религии и этики.

В начале своей работы автор называет трех мыслителей, значение которых для обозначенной темы является центральным. Это прежде всего Спиноза с его представлением о еврействе в «Богословско-политическом трактате», Кант с его философией религии и, наконец, еврейский богослов XIX в. Мануэль Джоэль (когда Коген в 1857/61 гг. учился в еврейской теологической семинарии в Бреслау, Джоэль там преподавал, кроме того, в личной библиотеке Когена находились все основные произведения Джоэля, в том числе и посвященные философии Спинозы). Затем автор обращается к анализу проблем религии в ранних произведениях Когена, акцентируя внимание на его понятии Бога, на его отношении к кантовской этике и на его концепте мессианизма. Рассмотрение мессианизма становится основной точкой водораздела в религиозно-философских подходах Когена и Спинозы, поскольку для Спинозы мессианизм остается пустым звуком, тогда как Коген приписывает ему большой значение. Коген подвергает критике религиозную позицию Спинозы еще и потому, что она стала основной причиной негативного отношения к иудаизму Канта (известно, что Кант оценивает иудаизм, опираясь главным образом на труды Спинозы и Мендельсона). Ла Сала показывает, что критическая реакция со стороны религиозных представителей иудаизма и христианства на критику религии Спинозы вполне обоснованна. Спинозе может быть вменено в вину то, что для достижения своей цели он использует антиеврейские предрассудки и тем самым в спинозистском смысле учитывает негативный аффект толпы.

Критика Спинозы в поздних работах Когена, по мнению Ла Сала, экслицитно была направлена уже скорее против его «Этики». Особого внимания в этой критике заслуживает когеновский концепт «сочеловека» (Mitmensch), который послужил отправной точкой для развития диалогической традиции в философии Бубера и Левинаса.

Автор книги подчеркивает определенную эволюцию оценки Когеном религиозно-философских взглядов Спинозы: если в ранних работах Когена присутствует и момент реабилитации Спинозы, то в поздних усиливается критическая позиция, связанная с более интенсивным обращением Когена к религиозной проблематике. Здесь марбургский мыслитель стремится непротиворечивым образом объединить еврейскую традицию и кантовскую философию. При этом противостояние со Спинозой становится настолько заметным и значимым для Когена, что Ла Сала находит вполне оправданным заявить о том, «что отдельные темы поздней философии Когена могут быть понимаемы как продукт его противостояния со Спинозой».

Тем не менее Ла Сала заявляет о фундаментальной сложности однозначной оценки рецепции Когеном Спинозы, поскольку, хотя тот и критикует голландского мыслителя, его отношение к традиционному иудаизму не является апологетическим.

Также в философии религии Когена находят наиболее интересные сюжеты и участники круглого стола в «Немецком журнале по философии». Материал опубликован под символическим названием «Современная несвоевременность. Философия Германа Когена сегодня» (Zeitgemäße Unzeitgemäßheit. Hermann Cohens Philosophie heute // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. Volume 59. Issue 2 (May 2011). S. 311-322).

Один из его участников, почетный президент когеновского общества проф. Х. Хольцхай подчеркивает, что если исследования систематической философии главы марбургской школы были прерваны в конце 1920-х гг. и возобновлены только после публикации Вернером Флахом в 1968 г. одной из значительных работ Когена «Принцип инфинитезимального метода и его история. Глава к основополаганию критики познания» (Das Prinzip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte. Ein Kapitel zur Grundlegung der Erkenntniskritik) (1883), которая знаменует переход марбургского мыслителя от периода интерпретации Канта к созданию собственной системы философии, исследования «Религии разума из источников еврейства», то есть основной работы по философии религии, обладают определенной непрерывностью. Они никогда не были прерваны так, как это произошло с систематическими произведениями, отмечает В. Флах. Вопрос о системном разрыве между “системой” и “религией разума” все еще остается дискуссионным. Здесь речь идет по крайней мере о двух подходах к оценке поздней философии религии Германа Когена в ее отношении к его системным построениям – логике, этике и эстетике. С легкой руки одного из самых известных учеников марбургского мэтра Франца Розенцвейга, некоторые исследователи стали считать, что Коген в конце своей жизни отказался от философии для того, чтобы в новой диспозиции своей мысли обратиться к религии, которой в юные годы предпочел философию. Этот разрыв с философскими построениями в позднем периоде творчества своего учителя Розенцвейг обозначил как «возвращение к истокам», имея в виду вовращение того к корням иудаизма [Rosenzweig 1924, ХХ]. С подобной интерпретацией философии религии Когена не согласны многие исследователи, в частности Стивен Шварцшильд, Хельмут Хольцхай, Андреа Пома, Дитер Адельман. Они полагают, что никакого разрыва с системными построениями в поздней философии религии Когена не произошло. Здесь эти авторы опираются на позицию самого марбургского мыслителя, который определил место религии в своей системе философии как «своеобразие» (Eigenart). Причем это своеобразие, как замечает Коген, утверждает самостоятельность религии не безусловно, но, напротив, опирает эту самостоятельность «на три или четыре систематических направления сознания». Поэтому указанные авторы убеждены в том, что религия в творчестве марбургского философа может рассматриваться только в ее непосредственной связи с другими частями его системных построений.

Другой участник дискуссии М. Биненшток указывает на еще одну интересную деталь в споре вокруг соотношения системы и религии Г. Когена. Франц Розенцвейг в «Введении» к академическому изданию еврейских произведений марбургского мыслителя в 1924 г. по сути интерпретировал философию религии своего учителя таким образом, что последний оказался непосредственным предшественником «нового мышления» самого Розенцвейга. С одной стороны, данный факт послужил основанием того, благодаря чему интерес к философии религии Когена не угасал ни во время нацистского господства, ни сразу после Второй мировой войны. Но, с другой стороны, этот же факт приводит сегодня к формированию неверной тенденции рассматривать позицию Когена в отношении к религии сквозь призму религиозного мышления Розенцвейга. Такая картина характерна как для исследователей истории немецкой философии в целом, так и для исследователей современной еврейской мысли. «При этом везде часто забывают, - подчеркивает Биненшток, - что между Когеном и Розенцвейгом почти по всем важным пунктам отсутствует единство – идет ли речь о философии или политике, этике или религии».

Обращаясь к актуальности этической мысли главы марбургского неокантианства, Х. Хольцхай выделяет два особо значимых, по его мнению, момента в современных дискуссиях. Во-первых, то, что этика для Когена означала прежде всего не научение техническим навыкам правильных поступков, но этос самого этика. Этос же он понимает как «осознание этиком его участия в великой практической задаче, которую он [Коген] обозначает также как открытие человечества». И второй важный момент состоит в защите Когеном натурализма в отношении понятия человека. Участник дискуссии А. Пома соглашается с тем, что в центре этики марбургского мыслителя находится учение о человеке, но при этом указывает также на то, что Коген отвергает любую эмпирическую антропологию и отказывается редуцировать значение человека к индивидууму. Кроме того, Пома выделяет еще несколько этических идей Когена, задействование которых в современных дискуссиях чрезвычайно интересно и актуально. Прежде всего это методическое требование Когена ориентировать этику на науку о праве. Данное требование имеет серьезные следствия для многих аспектов практического использования этических положений, и особенно в политике. Также в этике Когена находят развитие идеи тесной связи этики с эстетикой, которые важны для него в свете учения об идеале и его осуществлении.

А. Пома обращает внимание на еще один примечательный факт в систематических построениях Германа Когена, а именно на то, что тема человека как индивидуума в философии религии раскрывается марбургским мыслителем иначе, чем в этике. Эта тема углубляется им, но отнюдь не в персоналистической или экзистенциальной перспективах. «Человек как индивидуум, - отмечает Пома, - является для Когена грешником, и грешник – прощен, и это – равенство грешника и прощенного – есть то, что важно для Когена в индивидууме. Это, вероятно, больше от Лютера, чем от иудаизма. Грешник не является сначала грешником, а потом прощенным, но поскольку он прощен, он может быть признан в качестве грешника».

Отрадно, что и немногочисленные отечественные исследователи творчества Когена включились в современную дискуссию об актуальности наследия главы марбургской школы. Здесь следует отметить прежде всего интересные идеи З.А. Сокулер (Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. М., 2008) и И.С. Дворкина (Дворкин И.С. На пути к философии диалога. // Толерантність та діалог в сучасному світі. Зб. наук. праць. Філософські діалогни’2013. Киев, 2013. С. 112-171). При всей специфике подхода каждого из этих авторов, они едины в том убеждении, что именно философия Германа Когена послужила толчком к зарождению современной философии диалога.

В.Н. Белов

Белов Владимир Николаевич доктор философских наук, профессор Российского Университета Дружбы Народов (РУДН), Сочинский институт.

e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .

Belov Vladimir N., DSc in Philosophy, Professor of the Russian Peoples' Friendship University (RPFU), Sochi Institute.

 

 

Primary sources in German

Cohen 1929 – Cohen H. Die Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. 2. Aufl., Frankfurt am Main, 1929.

Glucksmann 2005 – Glucksmann A. Hass. Die Rückkehr einer elementaren Gewalt. München, 2005.

Rosenzweig 1924 – Rosenzweig F. Einleitung // Cohen H. Jüdische Schriften. Erster Band. Ethische und religiöse Grundfragen. Berlin, 1924.

 
« Пред.   След. »